ॐ ДВА МИРА ॐ
СВАМИ ВИШНУДЕВАНАНДА ГИРИ
«Для нас просветленных, нет создания, смерти или окончания, для нас все во веки веков – вечность и спокойствие. Брахман – чистое существование. Мир – тоже чистое существование. Кого затрагивают разрешения или запреты?»
Йога Васиштха, гл. 6.20.1 «История об охотнике и олене»
Джняни – просветленный, ибо знает свою трансцендентную природу.
Но, что это значит?
Возможно, ли знать свою трансцендентную природу, быть просветленным в обыденном, человеческом мире?
Конечно – нет.
Джняни не живет в измерении людей, даже если другим кажется, будто они видят его тело, слышат его голос, оценивают его действия и т.д.
Все это иллюзия. На самом деле, джняни живет в другом невероятном мире, в измерении недвойственности, где время еще не разделилось на прошлое и будущее.
Пространство в нем еще не обрело свою мерность, где базовые принципы мироздания еще не родились. В этом измерении он является центром вселенной, весь мир содержится в его уме, как луна, солнце и небо отражаются в зеркале.
Мир джняни непостижим, загадочен, невероятен до невозможности. Он просто не существует, его не может быть для того кто живет в обычном мире. Но он абсолютно реален для джняни. Более того, для джняни все наоборот, двойственный мир людей для него нереален, это иллюзия подобная сну, а его мир как раз и есть единственная реальность – истинная, наивысшая, неоспоримая, неподверженная изменениям.
В чем отличие обыденного мира и мира джняни?
Обитатель сансары, житель обыденного мира двойственности считает свой мир реальным, отдельным, независимым от сознания. А джняни видит его как иллюзию, проекцию своего «я». Пребывающий в кармическом видении сансары считает – «это тело есть я», а джняни считает – «я не тело». Он твердо знает, переживает – «я – Брахман, я – Абсолют. Я – Исток, начало и конец всего. Я есть все, Я вечен и бесконечен».
Обитатель сансары полагает, что время объективно, независимо и делится на три вида времени – прошлое, будущее и текущее настоящее, и что стрела времени летит из прошлого в будущее и никак иначе.
Для джняни времени нет вообще, он всегда живет в парадоксальном настоящем, его время никуда не течет, не движется.
Стрела времени для него может лететь в любую сторону, вперед, назад, двигаться по кругу или спирали.
Обитатель сансары видит разрозненное многообразие существ, объектов, предметов, вещей, связей, отношений никак не связанных между собой.
Джняни видит единство всего, он видит только одну единую сущность, многообразие его не вводит в заблуждение.
Сансарный обыватель полагает будто он сам реален, реален мир в котором он живет. Он живет по-настоящему.
Джняни знает, что он сам иллюзорен, мир иллюзорен, и его жизнь иллюзия, поэтому он свою жизнь не живет, а «играет».
Джняни всегда живет в игре, пространстве игры. Вся жизнь его только божественная игра. В ней не найти ничего от обыденной реальности ничего, даже песчинки.
Джняни как бы не существует, как личность, человек для себя.
Его существование – условность для других.
Для того, кто пребывает в неведении (аджняни), погруженного в сансару – мир отделен, независим от «я» и следовательно, не управляем. Для джняни мир един с «я» и он знает, что миром можно управлять также как своими мыслями.
Житель обыденной реальности живет в измерении, где причина обязательно порождает следствие, а иначе и быть не может.
Джняни живет в мире, где причины и следствия не зависят друг от друга.
Они могут меняться местами, появляться спонтанно сами по себе, вне всякой связи друг с другом. Когда обычный человек идет по дороге он знает – что его ходьба-причина породит следствие, и он попадет домой.
Он понимает, что он – создатель причины, дающей следствие в виде результата. Но джняни, породив одну причину, вовсе не считает, что будет порождено конкретное следствие из нее вытекающее.
У него всегда есть выбор – целый веер возможных следствий, бесконечное множество вероятных вариантов и только ему решать какое следствие проявится из его действия.
Даже если другим кажется со стороны, что тело джняни идет домой вовсе не факт, что он придет домой ибо: он изначально не существует вне Абсолюта, поэтому он никуда не идет, пребывая в недеянии, его дух находится вне всяких понятий, в том мире, где пространство не приобрело свои размеры, границы и очертания.
В этом мире вселенная может поместиться внутри маленького зернышка, а песчинка содержать в себе системы из миллиардов вселенных.
Мир человека сансары основан на мыслях, логике и упорядоченных доктринах. Мир джняни алогичен, парадоксален, иррационален, никакая логика в нем не работает, только мешает.
Все великие теории мира, все самые гениальные формы исчезают как дым, когда джняни пребывает в состоянии вне ума, там где «парят слоны», «думает масляная лампа», «стул танцует», а «обезьяна ест камни», где «бродят рогатые зайцы», «поют немые», «танцуют безногие», где можно повстречать «ребенка бесплодной женщины».
В этой реальности рогатый кролик несется по радуге на спине волосатой черепахи, навстречу с лягушкой глотающей слонов, чтобы одолеть царя из будущего, живущего в мираже.
Это мир парадоксов, мир Первобога-Творца, Брахмы, древних предтеч, хранителей мироздания – риши и кумаров, прародителей человечества – Ману и сиддхов.
Обитатель сансары полагает себя делателем и приписывает себе плоды своих действий. Джняни не ощущает себя деятелем, через него Сат-Чит-Ананда играет, откликаясь, но в этом нет личной заслуги джняни. Ибо само существование джняни, как личности – условность. Мир обитателя сансары линеен, упорядочен и однозначен.
Мир джняни вероятностен, стохастичен, неоднозначен, в нем есть «квантовая неопределенность». В этом измерении единица может быть нулем или принимать какое угодно количество значений. В мире джняни о чем-либо ничего нельзя сказать однозначно и категорично. В этом мире о чем-либо говорить можно только в «некотором смысле», «некоторым образом», в определенном соотношении.
Обыденный мир сансара видится его обитателям географически и топографически правильно, упорядоченным, имеющим независимые линейные объемы, координаты, величины, поэтому вселенная представляется имеющей четкую пространственную структуру.
Для джняни пространства вне сознания нет вообще. Нет независимо существующей географии, топоса мира. Все, что есть, исходит из сознания, а поскольку сознание неравновесно, то иногда короткое может быть длинным, внутри малого пространства может помещаться огромное. Любая линейная связанность и упорядоченность внешнего мира для джняни объективно не существует, ибо мир зависит от сознания, а сознание обладает сложной неупорядоченной структурой.
Джняни понимает, что расстояния, интервалы времени, величины, расположение миров, законы и константы могут быть произвольными и определяются только силой сознания и творящей волей того, кто создает топосы миров.
Для сансарного обитателя мира Абсолюта как бы не существует, есть лишь его человеческий мир. Для джняни все есть Абсолют, его дыхание пронизывает все и всех.
Когда я говорю слово «сансарный обыватель», я подразумеваю под этим не столько человека погруженного в мирскую суету и привязанность, сколько ограниченное неведением и привязанностью к эго видение, основанное на уме.
Иногда сансарный обыватель может носить знаки духовной принадлежности какой-либо религии, быть начитанным и цитировать священные тексты, вести теологические дебаты или утверждать преимущество своей веры.
Однако, без понимания сущности я, находящейся за пределами тела, концепций, времени, пространства, без отсечения и усмирения эго, надежд и цепляний и постижения недвойственного осознавания такой духовный искатель, увы! – продолжает оставаться сансарным обывателем.
Сансарный обитатель видит мир обычным замутненным зрением нечистого видения, для него все обыденно, примитивно, конкретно и материально.
Джняни видит мир глазами чистого видения, для него все священно, божественно, каждое существо – божество, каждый звук – мантра, каждое действие – игра божественного, непостижимая, невероятная, чарующая лила Абсолюта.
песня «”Таковость” – свобода от понятий»
Если ты хоть раз вкусил переживание
«того, что есть»,
и увидел блеск его славы,
Испил хотя бы глоток его нектара,
так, что твой разум стал свободен
от всех понятий,
Ты поймешь, что
ты можешь теперь называть его
Брахманом,
но оно от этого не станет
термином индийской философии,
Ты можешь называть его
Пустотой-Шуньей,
но оно от этого не станет
буддийским воззрением,
Ты назовешь его
Ригпа,
но оно от этого не станет
тибетским учением,
Ты назовешь его
Богом-отцом,
но оно от этого не станет
христианским догматом,
Ты назовешь его
Кришной,
но оно от этого не станет
вайшнавским божеством,
Ты назовешь его
Дао,
но оно от этого не станет
древней мудростью китайцев,
Оно просто есть то,
что оно есть…
Все существует в нем
и все исходит из него,
все проявляется через него,
творится, поддерживается и разрушается в нем,
Возвращаясь опять же к нему,
к тому, которое никогда не покидало самого себя,
Не менялось,
но и не оставалось неизменным,
Тем не менее,
оставаясь самим собой,
без малейших изменений,
А потому имя ему
«ТАТХАТА»
– «истинная таковость», суть бытия.
"Вселенная джняни. Взгляд из другого мира". Глава 5
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».